В МБОУ «Гелдаганская СШ им. А. А. Кадырова» педагогом-психологом проведено мероприятие для родителей: как распознать и предотвратить вовлечение подростков в деструктивные сообщества

03.12.2025

В рамках профилактической деятельности по обеспечению безопасности и психологического благополучия учащихся, педагог-психолог Берсунукаева М.Х., нашей школы организовала и провела важное информационно-просветительское мероприятие для родителей. Тема собрания — «Вовлеченность в закрытые деструктивные сообщества: распознавание признаков, меры по предотвращению экстремизма, а также риска самоповреждающего поведения и других вредных влияний».

Данное мероприятие стало актуальным и крайне важным в контексте возрастающей опасности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в закрытые группы и сообщества, придерживающиеся радикальных идей или демонстрирующие деструктивное поведение. В современном мире подростки сталкиваются с многочисленными вызовами: социальное давление, влияние социальных сетей, желание принадлежать к определенной группе – все это сказывается на их психологическом состоянии и поведении.

Современные подростки находятся в постоянном информационном потоке, сталкиваются с многочисленными соблазнами и рисками, среди которых — вовлечение в закрытые сообщества, пропагандирующие экстремизм или анархизм, а также проявление самоповреждающего поведения или других форм деструкции. Важно знать, как распознать ранние признаки этой вовлеченности, чтобы своевременно оказать помощь и предотвратить развитие опасных сценариев. Ведь зачастую такие проявления могут быть неприметными или маскироваться под обычные подростковые кризисы.

 

Основная задача собрания — повысить уровень информированности родителей о текущих опасных трендах, связанных с вовлечением подростков в деструктивные сообщества, в том числе через онлайн-пространство. Мы поставили перед собой следующие цели:

Ознакомить участников с понятиями «деструктивные сообщества», «радикализация», «экстремизм», а также с признаками их вовлеченности.

Помочь родителям понять психологические механизмы воздействия и мотивации подростков, ищущих себя и своё место в мире.

Предложить конкретные рекомендации по созданию доверительной атмосферы в семье и развитии навыков критического мышления у детей.

Обсудить меры профилактики и алгоритмы первичного реагирования при подозрениях на вовлечение в опасные группы.

Способствовать формированию системы совместных действий школы и родителей по обеспечению психологической безопасности подростков.

Для достижения поставленных целей педагог-психолог реализовал следующие задачи:

Провел аналитическую презентацию о текущих тенденциях вовлечения подростков в деструктивные сообщества, включая механизмы влияния соцсетей, мессенджеров, а также офлайн-форматы.

Объяснил родителям признаки, на которые нужно обращать особое внимание: изменения в поведении и внешности, ухудшение учебных результатов, ухудшение настроения, социальная изоляция, проявление агрессии или тревожных симптомов.

Раскрыл психологические особенности подростков, ищущих ощущений, принадлежности и поддержки.

Представил профилактические стратегии и рекомендации по укреплению доверия в семье, развитию кибер-грамотности, а также навыков саморегуляции и ответственного поведения в интернете.

Обсудил роль педагогов, психологов и социальных служб в профилактике и своевременной помощи.

В ходе мероприятия родители получили важные знания, практические советы и материалы для более осознанного взаимодействия с подростками. В результате был сформирован общий подход к выявлению ранних признаков вовлеченности и план действий, что способствует усилению профилактической работы как внутри семьи, так и на уровне школы.

В дальнейшем планируется проведение дополнительных тренингов, семинаров и консультаций для родителей и педагогов,